Культурологические взгляды Ю. М. Лотмана.
10-11 класс
|
Культурологический подход предполагает изучение литературы в единстве со всем набором культурообразующих текстов. Литература с этой точки зрения теряет свою предметную автономность. Лотман не первый и не единственный рассматривает функционирование литературы в такой перспективе, но, может быть, именно в его работах этот подход достиг наибольшей органичности. Сам же феномен культуры приобретает статус автономного предмета научной дисциплины – семиотики культуры, без попыток его редукции к иным сущностям – материальным или духовным. (Этим никак не отрицается возможность других подходов к исследованию культуры; так, например, социология культуры рассматривает культурные феномены не с точки зрения порождения и перекодирования культурных текстов, но с точки зрения реализуемых в культуре социальных функций.)
Надо подчеркнуть, что автономность культуры как дисциплинарного предмета здесь рассматривается лишь в гносеологическом аспекте – это один из путей ее познания.
Совсем иной вопрос – об онтологическом отношении культуры к сфере духовного. Безрелигиозный взгляд на культуру может привести не только к отрицанию ее самостоятельной роли (представлению о ее вторичности по отношению к сфере производства), но и, напротив, к отождествлению культуры с областью духовного в целом, к своего рода сакрализации культуры, ввиду отсутствия понятий об Абсолюте, задающем точку отсчета для человеческого бытия. С религиозной точки зрения культура есть самореализация Духа, среда, через которую Дух может воздействовать на человека, открываться человеку, а утрата духовных даров ведет к деградации и гибели культуры. Опыт тоталитаризма показывает, что отрыв от духовных корней превращает культуру в инструмент идеологического манипулирования сознанием, в презренную служанку идеологии.
Какова же позиция Ю. М. Лотмана по поводу онтологического статуса культуры? Концепция культуры по Лотману всегда предполагает спонтанность генерирования новых текстов, то есть неполную запрограммированность культурных механизмов. Действующие в культуре законы оставляют место для свободного проявления Духа. Можно даже сказать сильнее: принципиальное многообразие способов "поведения" культурных текстов, многообразие способов их прочтения и перекодирования создает открытое пространство смыслов, в котором есть место для свободного самовыражения и самораскрытия Духа. Культура оказывается предрасположенной к духовному сотворчеству, но не претендующей на абсолютность духовного авторитета.
Другие вопросы из категории
-только активные счета
-только пассивные счета
-активные и пассивные счета
-только забалансовые счета
Перевод
Julia, 16:
„Meine Freizeit verbringe ich am liebsten mit Lesen. Kriminal-romane und Abenteuergeschichten
interessieren mich am meisten. Dabei kann ich mich so richtig von der Schule abholen. Am Nachmittag
lege ich mich aufs Bett und kann stundenlang schmockern (= lesen), bis in die Nacht hinein. Sogar
morgens beim Frustuck. Die Biicher kann ich mir natiirlich nicht alle kaufen, das ware zu teuer. Ich hole
mir deshalb was zu lesen in unserer Stadtbilcherei".
Marcus, 16:
„Sie wollen 'wissen, was ich in meiner Freizeit mache? Am liebsten beschaftige ich mich mit ComputerSpielen und -Programmen und so. Das finde ich so spannend, dass ich manchmal iiberhaupt nicht weggehe und sitze immer zu Hause vor dem Computer. Die meisten meiner Freunde sind auch solche
Computer-Fans. So konnen wir uns treffen und neuesten Programme austauschen. Meine Eltern meckern
(schimpfen, kritisieren) dann immer und sagen, ich soil mal raus an die frische Luft".
Michael, 16:
„Ich mache eine ganze Menge in meiner Freizeit. Oft gehe ich ins Jugend-Zentrum. Dort treffe ich meine
Clique. Ich finde es toll, dass es da Madchen und Jungen gibt. Das ist namlich nicht bei alien Cliquen so.
Wir gehen oft in die Disco oder zum FuBball, wenn der Hamburger SV spielt. Das ist unsere
Lieblingsmannschaft. Ich bin auch in einem Motorradclub. Wir treffen uns regelmaBig und fahren dann
aus der Stadt raus, wenn das Wetter gut ist. Zu Hause ist es mir langweilig - ich bin eigentlich immer
unterwegs"
Читайте также
пожалуйста очень нужно. толкьо эти четыре строчки
Ямб
Хорей
Дохмий
Анапест
Амфибрахий
Дактиль
Гекзаметр
Хронология событий, главные герои "майданов". В разных источниках различные взгляды на эту ситуацию........
использует их сильные стороны либо старается помочь им преодолеть слабые, процесс обучения изменится коренным образом. Во-первых ученик добивается больших успехов, когда использует сильные качества, во-вторых, ему помогают ликвидировать свои недостатки без чувства и стыда и огорчения. Ученики становятся более уверенными и компетентными,,. Согласны ли вы с точкой зрения Д.Болза? Какие ещё факторы , на ваш взгляд ,влияют на успешность процесса обучения?