условия и причины возникновения пожаров и взрывов
5-9 класс
|
Для того, чтобы произошло возгорание
необходимо наличие трёх условий:
Горючие вещества и материалы
Источник зажигания - открытый огонь,
химическая реакция, электрический
ток.
Наличие окислителя, например
кислорода воздуха.
Для того, чтобы произошёл пожар
необходимо выполнение ещё одного
условия: наличие путей
распространения пожара - горючих
веществ, которые способствуют
распространению огня.
Сущность горения заключается в
следующем - нагревание источников
зажигания горючего материала до
начала его теплового разложения. В
процессе теплового разложения
образуется угарный газ, вода и
большое количество тепла. Выделяется
также углекислый газ и сажа, которая
оседает на окружающем рельефе
местности. Время от начала зажигания
горючего материала до его
воспламенения — называет временем
воспламенения.
Максимальное время воспламенения
— может составлять несколько
месяцев.
С момента воспламенения начинается
пожар.
Стадии пожара в помещениях.
Первые 10-20 минут пожар
распространяется линейно вдоль
горючего материала. В это время
помещение заполняется дымом и
рассмотреть пламя невозможно.
Температура воздуха в помещении
постепенно поднимается до 250—300
градусов. Это температура
воспламенения всех горючих
материалов.
Через 20 минут начинается объемное
распространение пожара.
Спустя еще 10 минут наступает
разрушение остекления.
Увеличивается приток свежего
воздуха, резко увеличивается развитие
пожара. Температура достигает 900
градусов.
Фаза выгорания.
В течение 10 минут максимальная
скорость пожара. После того, как
выгорают основные вещества
происходит фаза стабилизации пожара
(от 20 минут до 5 часов). Если огонь не
может перекинуться на другие
помещения пожар идёт на улицу. В
это время происходит обрушение
выгоревших конструкций.
1.2 Взрывы. Классификация взрывов
по происхождению выделившейся
энергии
Взрыв (рис.3,4) — физический или
химический быстропротекающий
процесс с выделением значительной
энергии в небольшом объёме (по
сравнению с количеством
выделяющейся энергии), приводящий
к ударным, вибрационным и
тепловым воздействиям на
окружающую среду и
высокоскоростному расширению газов.
Классификация взрывов по
происхождению выделившейся
энергии:
— химические;
— физические;
— взрывы ёмкостей под давлением
(баллоны, паровые котлы);
— взрыв расширяющихся паров
вскипающей жидкости (BLEVE);
— взрывы при сбросе давления в
перегретых жидкостях;
— взрывы при смешивании двух
жидкостей, температура одной из
которых намного превышает
температуру кипения другой;
— кинетические (падение метеоритов);
— ядерные (рис.4);
— электрические (например, при
грозе).
Другие вопросы из категории
индюков, гусей, овец назвать сельскохозяйственными животными?
Читайте также
Вопросы:
1)В чем заключается значение огня в жизни человека
2)Где наиболее часто возникают пожары? Объясните почему.
3)Перечислите основные группы причин возникновения пожаров в повседневной жизни
4)Приведите примеры возникновения пожара из-за неосторожного обращения с огнем
5)Какие неисправности электропроводки могут привести пожару?
Проанализируйте причины возникновения пожаров в быту из-за неостарожного обращения с огнем или шалости детей. Приведите примеры возникновения пожаров по указанным причинам, свои выводы.
скоростью химического превращения;
б) большим количеством газообразных продуктов;
в) резким повышением температуры;
г) сильным звуковым эффектом (грохот, громкий звук, шум сильный хлопок);
д) мощным дробящим действием.
Найдите ошибку в приведенных примерах.
2. Наибольшим разрушениям продуктами взрыва и ударной волной подвергаются здания и сооружения. Разрушения подразделяются на:
а) мелкие;
б) слабые;
в) средние;
г) крупные;
д) сильные;
е) полные.
Найдите ошибки в примерах.
3. Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для взрыва:
а) высокая температура;
б) осколочные поля;
в) волна прорыва;
г) сильная загазованность местности;
д) ударная волна.
4. Внимательно прочитайте условия задания и по описанным разрушениям определите вид разрушения:
а) в результате взрыва в одном из производственных зданий разрушены перегородки, крыша, окна и двери. В наружных стенах появились трещины, повреждены трубопроводы, электрокабель. Перекрытия здания не разрушены. Здание может быть восстановлено после капитального ремонта;
б) в результате взрыва насосной станции по перекачке нефтепродуктов, обрушено перекрытие. Произошло разрушение трубопровода и электрокабеля, другого оборудования. Оборудование восстановлению не подлежит.
5. Среди перечисленных ниже причин укажите те, которые характерны для взрыва на промышленных предприятиях и в быту:
а) повышение температуры внутри производственного оборудования;
б) понижение давления в технологическом оборудовании;
в) несвоевременное проведение ремонтных работ;
г) отсутствие специальных приборов, указывающих превышение концентрации химически опасных веществ;
д) неосторожное обращение с взрывчатыми веществами;
е) повышение давления в технологическом оборудовании;
ж) отсутствие специальных устройств дымоудаления;
з) неправильная эксплуатация газовых приборов и газового оборудования;
и) отсутствие легкосбрасываемых конструкций во взрывоопасных производствах;
к) наличие инертных газов (хлодон, азот и др.) в зоне взрыва.
6. Процесс горения протекает при следующих условиях:
а) наличие горючего вещества;
б) наличие окислителя;
в) наличие условий для теплообмена;
г) наличие источника воспламенения.
Найдите ошибку в приведенных примерах.
7. В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:
а) бензин + кислород воздуха;
б) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета;
в) гранит + кислород воздуха + пламя горелки;
г) дерево + кислород воздуха + факел;
д) ацетон + кислород воздуха + искра от зажигалки.
8. Определите по внешним признакам из приведенных примеров вид пожара:
а) из окон здания идет дым, огня не видно;
б) из окон здания идет дым, видно пламя;
в) горит штабель лесоматериалов на открытой площадке;
г) из окон здания идет небольшой дым, внутри здания огня не видно, но концентрация дыма очень высока;
д) из окон здания идет дым, внутри здания горит мебель.
9. Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для пожара:
а) открытый огонь;
б) разрушение зданий и поражение людей за счет смещения поверхностных слоев земли;
в) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;
г) токсичные продукты горения, поражающие органы дыхания человека;
д) образование облака зараженного воздуха.
10. Какие условия способствуют распространению начавшегося пожара? Выберите из приведенных ответов правильные:
а) неправильные действия людей по тушению пожара;
б) скопление различных средств пожаротушения у очага загорания;
в) отсутствие или неисправность средств пожаротушения;
г) скопление большого количества горючих веществ и материалов;
д) наличие различных проемов, создающих возможность распространения пламени;
е) отсутствие естественного освещения;
ж) отсутствие проемов (оконных, дверных) для удаления продуктов горения;
з) запоздалое обнаружение возникшего пожара и сообщение о нем в пожарную охрану;
и) отсутствие достаточного количества кислорода воздуха.
11. Как вы поступите, если увидите, что маленькие дети разожгли во дворе костер и бросают в огонь бумагу, пластмассовые упаковки и баллончики из-под аэрозолей? Назовите правильные ответы:
а) остановитесь и объясните им, что это опасно;
б) пройдете мимо;
в) попытаетесь занять их чем-то другим;
г) затушите костер.
12. Как вы поступите, если на вас загорелась одежда? Назовите правильный ответ:
а) побежите и постараетесь сорвать одежду;
б) остановитесь, упадете и покатитесь, сбивая пламя;
в) завернетесь в одеяло или обмотаетесь плотной тканью.
13. Находясь на дискотеке, вы услышали сообщение о пожаре в соседнем помещении и необходимости эвакуации на улицу. Во время движения по коридору вы увидели впереди в 20 метрах от себя, как прогорела перегородка и на вас надвигается огненный вал. Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) побежите в противоположную сторону (обратно);
б) задержите дыхание, пока не пройдет огненный вал;
в) упадете вниз;
г) увидев огнетушитель, воспользуетесь им для тушения пламени;
д) закроете голову одеждой (пиджаком);
е) подбежите к внутреннему пожарному крану и попытаетесь с его помощью потушить огонь;
ж) подбежите к окну и разобьете его, чтобы выскочить наружу;
з) спрячетесь за выступом колонны.